Помехи в бизнес-плане

Помехи в бизнес-плане Самая часто встречаемая ошибка при составлении бизнес-плана — попытка использовать западную версию разработки, которая составлена без учета специфических особенностей нашей страны. В учебниках переведенных на русский язык, авторы уверяют вас как проста в использовании их методика - легким движением руки вы вводите свои цифры в уже составленные таблицы и вы получаете превосходный бизнес-план. Взять, к примеру, переведенное пособие под названием "Составление бизнес-плана". Там вам будет предложено изменить составленный документ для фирмы находящейся в Нью-Йорке - вместо данного города вы пишите свой (к примеру, Воронеж) - и все пол дела сделано. Даже если вы решите воспользоваться российской литературой (не переведенная, а написанная русскими авторами), то такая методика то же может вам не подойти и глубоко огорчить - в большинстве случаев они написаны, опираясь на зарубежные источники, что не подходит для российского бизнеса.

И вы, конечно, зададитесь вопросом, стоит ли корректировать зарубежную литературу или российскую, написанную на ее основе, подстраивая под нашу рыночную экономику? Либо все же стоит оставить все как есть - ведь мы не хуже западных бизнесменов, значит, их бизнес-план должен подходить и нам. А может, все-таки, не рисковать? Ну, конечно же, отличия есть и называются они - особенности деловой среды в различных странах. А теперь давайте выясним, что же именно деловая среда в себя включает.

Самые важные компоненты деловой среды:

1) Система стандартизации
2) Законодательная база
3) Система подзаконных нормативных актов
4) Организационно-управленческие документы, основанные на нормативно-методическом обеспечении внутренней деятельности предприятий
5) Установленные и на практике применяемые правила поведения в предпринимательской среде. Еще это называется "обычаи делового оборота". Такие обычаи можно назвать негласными, то есть они не зафиксированы ни в каких документов, но все же они широко используются и не перечат законам.
Для сравнения, давайте, возьмем Соединенные Штаты и нашу необъятную родину (Россию). Выше перечисленные компоненты деловой среды не просто отличаются, а очень даже сильно отличаются друг от друга, как рыба отличается от птицы - одни обитают в воде, другие же в небе. И теперь сами сделайте вывод - если вам предложили использовать методику составления бизнес-плана, основанную на западной модели - это равносильно тому, чтобы вас (рыбку) пустили летать по воздуху. Думаю, теперь вам станет все понятно в этом вопросе. Есть еще один подводный камень - в западных пособиях предлагается определенный вариант бизнес-плана и утверждается, что именно этот вариант подойдет для вашей фирмы. Но вы должны быть бдительней и сразу смекнуть, что ведь, все фирмы разные и то, что подойдет для одной не значит, что применительно для другой. Поэтому запомните - все бизнес-планы разные и стандартной формы не может быть. К примеру, один бизнесмен хочет открыть фирму по производству мебели, а другой косметический салон. Теперь вы должны решить, какие именно формы должны присутствовать в бизнес-плане в обоих, совершенно отличающихся друг от друга, случаях. И вы ли должны это решать.
Специалисты, которые взялись за осуществления этих двух проектов могут посетить коммерческий банк. И именно этот банк окажет помощь в данном вопросе. Работники банка должны попросить предоставить именно ту информацию, которая будет необходима для того, чтобы определить выгодно ли банку вкладывать денежные средства в предлагаемые проекты и просчитать риск.

Следующая ошибка, которую могут допустить разработчики бизнес-плана - определение ведущих аспектов, отражающиеся в данном документе. Многие большее внимание уделяют таким разделам как "Анализ эффективности реализации проекта" и "Финансовый план". Конечно же, эти разделы важны, но не стоит забывать об анализе рынка услуг или товаров и обосновании конкурентоспособности. И если вдруг выясниться. Что спрос на будущую продукцию приукрашен, то грош цена вашему финансовому плану.

К серьезным ошибкам, которые часто встречаются, можно так же отнести плохое и невнимательное проведение маркетинговых исследований.
Причина здесь не одна и встречаются они, в основном, одновременно: 1. Данный раздел доверяют разработать специалистам, но не специалистам в данной области, а работникам какого-нибудь производственного подразделения. Книга Ф. Котлера им в этом первый помощник (или подобная литература) они ее штудируют, и через определенное время на столе лежит подготовленный раздел. А сейчас кульминационный вопрос - кто теперь именно поставит объективную оценку данной работе? Ф. Котлер?
2. Вторая проблема заключается в том, что такие специалисты, вряд ли ответят на вопрос - что же такое маркетинг? Дело в том, что определить это они точно не смогут, так как вся литература, которой они руководствуются - всего лишь изложения мыслей людей, которые когда-то добились успеха в своем бизнесе и решили поделиться своими размышлениями на эту тему. Авторов много, каждый по разному добивался успеха и у каждого свое мнение по поводу маркетинга - а так и недолго запутаться.
3. В фирмах не уделяется достаточного внимания маркетингу, то есть, нет работника, который отвечал бы именно за эту область и нет работника, который был бы в ней профессионалом. Почему-то считается, что если вы вдруг обнаружили что-то полезное, касающееся конкурентов или их товару, то вы в праве отразить это в маркетинговой базе данных в вашей фирме.
4. Не многие хорошо осведомлены как правильно конкурировать, о конкурентоспособности товара (услуги) и о том, как из этого извлечь выгоду. Наши представления об этом не такие полные как на западе.
5. И последняя, но главная ошибка заключается в том, что нашего человека не научили разбираться в психологии и в интересах инвесторов.
Психология инвестора и его интересы

Что нужно разработчику бизнес-плана? Вопрос простой и ответ не менее сложный - чтоб в его бизнес были вложены инвестиции и при этом на его условиях (разработчика). Но нужно помнить одно - вас таких желающих вытянуть деньги из "бедного" инвестора пруд пруди, а он один. Придется изрядно побороться за его кошелек.

Существует схема, состоящая из вопросов, ответы на которые могут заинтересовать инвестора и некоторые элементы, которые могут повлиять на положительный ответ кредитора и он с радостью согласиться вложить свой капитал в ваш будущий бизнес. И так как вышеуказанные вопросы отражают фактические интересы инвестора и его психологии, то если он получит удовлетворяющие его ответы в представленном бизнес-плане, то это и будет то главное, чем кредитор руководствуется при принятии решения. Ясные ответы на волнующие его вопросы - инвестиции у вас в кармане.

Чего не достает структурам западных бизнес-планов

Многих волнует вопрос - чем отличается типовая структура бизнес-планов, составленная зарубежными специалистами от нашей Российской. И возможно ли использовать зарубежную структуру при составлении бизнес-плана в нашей стране. Была проведена работа, которая позволила определить типичную зарубежную структуру, которая содержит в себе ниже перечисленные разделы:
Описание целей деятельности
Краткое описание бизнеса
Анализ рынка
Услуги (продукция)
Организация производства
Инвестиционные риски и климат
Конкуренция
Реализация продукции
Управление и кадры
Финансирование
Приложения
Теперь давайте выясним, подходит ли данная структура при разработки бизнес-планов в России. Рассмотрим это на примере создания новой фирмы, занимающейся производством легковых автомобилей. Такая затея не из дешевых и, естественно, требует больших капиталовложений. Поэтому попытки привлечения иностранного капитала не беспочвенны. Невооруженным глазом может показаться, что использование западного стандарта разработки бизнес-плана - отличная идея, это будет просто и интересно кредиторам (инвесторам). Но на самом деле это совсем не так. Главное не только то, что инвесторы зарубежные и поэтому можно использовать их стандарты, а главное еще и то, в какой стране вы будете производить и продавать свой товар. И поэтому, как только ваш бизнес-план попадет на стол зарубежным экспертам их заинтересуют потребительские свойства будущего товара (автомобиля). Этот вопрос для иностранных инвесторов очень важен, так как они прекрасно знают, что наше понятие "качество продукции" далеко не совместимо с их понятием. Для них "качество" - это понятие очень и очень объемное, включающее множество параметров, когда мы привыкли считать, что можно обойтись парочкой параметров. Поэтому огромное количество российской продукции не соответствует установленным мировым стандартам.

Из-за такого положения дел вы обязаны указать в своем бизнес-плане, что вы об этом осведомлены, то есть понимаете и будете с этим бороться, то есть повышать установленную планку качества и как вы это собираетесь делать. Это и есть самое главное отличие нашего бизнес-плана от иностранного. Следующее на чем важно остановиться - это себестоимость продукции. Оглянемся немного назад, примерно во времена. Когда еще существовало СССР. И что мы видим - да ничего хорошего (иметься ввиду в той области, которую мы сейчас обсуждаем). Система цен не понятно на чем основывалась, оплачивался труд сами знаете как, а уж говорить о том как безалаберно относились к ресурсам и не стоит. Мы выросли в той среде, нас так учили, мы к этому привыкли. Конечно, сейчас все меняется, но не такими темпами как хотелось бы. Из всего этого можно сделать один вывод - анализ себестоимости продукции (реальной себестоимости) пока не по зубам. А управление себестоимости, для того чтоб приблизить ее к нужной цифре - это вообще не стоит обсуждать. Пока для нас это непонятно. А вот на западе это совершенно естественно и широко применяется на практике. К сожалению, мы этим же похвастаться не можем - функционально-стоимостной анализ для нас это темный лес. Вот мы и выяснили, что является вторым отличаем. Разработчики должны доказать, что они сведущи в этом вопросе и в состоянии управлять себестоимостью предполагаемого товара и, если нужно будет, довести эту себестоимость до необходимого уровня. И это должно быть отраженно в бизнес-плане.

И последнее о чем необходимо упомянуть - это способность воплотить предлагаемый проект в жизнь. Это во многом зависит от опыта руководителя производства и его личных качеств и насколько детально они способны увидеть будущее своей еще не состоявшейся фирмы. Для западных предпринимателей все, что говорилось выше это табу, у них не возникнет мысли - а может упустить какой-нибудь из этих аспектов и не принимать его во внимание. Поэтому для них (аспектов) не выделяются специальные разделы в бизнес-плане. А вот в России картина совсем другая - такие разделы просто необходимы. Это нужно для того, чтобы инвестор понимал, что вы в курсе существования этих аспектов и мало того, вы еще и прекрасно понимаете, какую это несет за собой ответственность.

Пример Российского бизнес-плана

В связи с тем, что российская предпринимательская среда отличается от западной, необходимо внести некоторые поправки в разработку бизнес-плана. А точнее - необходимо внести те три аспекта, о которых говорилось выше в типовую зарубежную структуру бизнес-плана:
1) понимание того, что такое качество и что международные стандарты качества необходимо применять и относительно своей бедующей продукции
2) понимание того, что такое конкурентоспособность и что это неразрывно связанно с управлением себестоимостью
3) отчетливо видеть будущее вашего бизнеса и не бросать начатое на пол пути
И вот теперь какая структура получилась у бизнес-плана, основанного на западном, но с поправками, которые необходимы, если предприятие будет существовать в российских условиях:
Описание целей деятельности
Краткое описание бизнеса
Анализ рынка
Услуги (продукция)
Организация производства
Инвестиционные риски и климат
Достижение качества, соответствующего международным стандартам
Обеспечение конкурентоспособности
Реализация продукции
Управление и кадры
Финансирование
Эффективность бизнеса и возможные перспективы
Приложения
Вы видите, что один раздел был дополнен (Обеспечение конкурентоспособности), а еще два добавлены. Такая структура бизнес-плана устроит западных инвесторов, так как включены все необходимые элементы и при всем этом соответствует российской среде.

Инвестиционная привлекательность проектов

Не один инвестор не вложит деньги в проект, если посчитает его не выгодным. Существуют факторы, которые влияют на движение инвестиций. К ним относятся такие факторы как:
Конкурентоспособность данного региона
Кредитоспособность для данного региона
Уровень риска
Темпы экономического роста
Никто не может заставить инвестора вложить деньги в определенный проект. А выгодность проекта зависит от вышеперечисленных факторов. Многие считают, что, вкладывая деньги в проекты России, вы сильно рискуете. Давайте взглянем реально на данную проблему и попробуем в ней разобраться. Почему западные инвесторы со своими экспертами так уверенны в этом? Да потому, что им это выгодно. Почему? Потому что, утверждая, что уровень риска в России очень высокий, они могут рассчитывать на большую прибыль (как компенсацию за риск). И то, что иностранные эксперты, используя свои методики, дали оценку инвестиционному климату в России, сравнивая нашу страну с другими малоразвитыми странами, еще ни о чем не говорит.

Нельзя дать объективную оценку российскому инвестиционному климату. Ведь страна большая. Множество городов, областей, регионов и везде свая власть, от которой и зависит, как будет развиваться предпринимательство (бизнес). Будет не правильным выводить средний бал. А единственно правильный выход - указывать в своем бизнес-плане инвестиционный климат того региона, где будет воплощаться проект в жизнь. Нужно описать все положительные стороны данного проекта. Но это не значит, что нужно сильно приукрашать, все равно обман раскроется. От того, как вы преподнесете это инвестору и будет зависеть его решение, но ни как ни оттого, что кто-то когда-то вывел какую-то оценку.
Не бойтесь вносить в свой бизнес-план то, что вам покажется необходимым. Пока в нашей стране нет строгих правил и ограничений при составлении бизнес-плана. И видимо не скоро появятся стандарты, так как предпринимательство и бизнес на месте не стоят, а развиваются.
325
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!